Шиблёва Ирина Эдуардовна, воспитатель
Формирование нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы1. Актуальность. Одним из важных направлений образовательного процесса является социально-личностное развитие детей. Наблюдаемые в последнее время негативные и деструктивные явления среди молодёжи, имеют свои истоки в дошкольном детстве, поэтому представленная тема чрезвычайно актуальна. В последнее время у дошкольников наблюдается снижение уровня адекватности восприятия социума. Прежде всего, это выражается в трудностях общения со сверстниками и взрослыми, повышенной тревожностью, нарушением самооценки, незнанием социальных норм поведения, пониженным настроением. Сложно у взрослого человека корректировать межличностные и внутриличностные конфликты, которые возникают, если у ребенка недостаточно сформировано представление о нравственно-этических нормах и социально-одобряемых стереотипов поведения. Личность формируется под влиянием важнейших социальных форм жизни человека – его деятельности и общения. Этот процесс происходит в результате интеллектуального, нравственного, физического и патриотического воспитания. Одна из основных задач педагогов – формирование у подрастающего поколения способности регулировать своё поведение не только на основе следования моральным нормам общества, но и на основе осознания своей свободы в принятии решений, и сопряженной с ней личной ответственностью. Раздел посвященный воспитанию нравственных качеств личности содержат большинство образовательных программ для детей дошкольного возраста. Важность этой задачи очевидна. Основные этические инстанции складываются именно в дошкольном возрасте, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Но представляют педагогическую проблему не столь совершенные методы воспитания. Художественная литература оказывает большое влияние на детей дошкольного возраста. Очень важным является продуманный и целенаправленный подбор художественных произведений для осуществления задач нравственного воспитания детей. Художественная литература может быть полноценным средством нравственного воспитания детей, только при условии органической связи её со всей воспитательной работай дошкольного учреждения. Необходимым условием успешного усвоения социально - нравственных норм в старшем возрасте является организация практики поведения. Это и упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила могли бы при соответствующих условиях превращаться в норму поведения каждого ребенка и всей группы. 2. Экспериментальное исследование формирования нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы. Экспериментальное исследование проводилось в условиях МБДОУ "Детский сад № 86" города Бийска. На констатирующем эксперименте был выявлен уровень сформированности нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты позволяют предположить, что и в контрольной и в экспериментальной группе дети с 3 уровнем сформированности нравственных норм отсутствуют. В экспериментальной группе 50% детей с 1 уровнем и 50% со 2 уровнем, а в контрольной группе 60% детей со вторым уровнем и 40% с первым уровнем сформированности нравственных норм. Из этих результатов можно сделать вывод, что для того, чтобы повысить уровень сформированности нравственных норм, необходимо разработать комплекс мероприятий, который позволил бы повысить уровень сформированности нравственных норм в экспериментальной группе. Целью формирующего педагогического эксперимента являлось формирование нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы. Контрольный эксперимент доказал, что цель была достигнута: знания детей изменились качественно и количественно. О качественном изменении говорит увеличение числа баллов в группе. Теперь отмечается разноуровневость нравственного развития, которая выражена в различных уровнях (от 1-го до 3-го), тогда как до эксперимента (от1-го до 2-го). О количественном изменении можно судить по изменению процентного соотношения. В экспериментальной группе количество детей со 2-м уровнем увеличилось до 70%, тогда как до эксперимента составлял 50%, а так же, у двоих детей нравственное развитие повысилось до 3-го уровня. Следует отметить, что в контрольной группе знания детей не изменились ни качественно, ни количественно. Проведя, экспериментальное исследование формирования нравственных норм детей я выяснила, что подобные мероприятия необходимо проводить т.к. они, положительно влияют на формирование нравственных норм детей. По результатам контрольного эксперимента это хорошо видно. Делая сравнительный анализ констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод, что сформированность нравственных норм детей повысилось. В ходе констатирующего эксперимента, экспериментальная группа показала уровень сформированности нравственных норм чуть ниже уровня контрольной группы, поэтому для этой группы был разработан ряд мероприятий. Анализ результатов этой работы показал, что мероприятия, проведенные с детьми, повысили сформированность нравственных норм. По результатам контрольного эксперимента можно сказать, что в условиях ДОУ формирование нравственных норм эффективно, если организовано целенаправленное обучение. 23 февраля 2016 в 15:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.